Ши Суфа (1925-2012) (мирское имя Сюй Чжифа), принадлежал к той плеяде монахов, которые возрождали традицию храма Шаолинь после «культурной революции» и принадлежал к поколению «великих монахов».

В отличии от многих шаолиньских мастеров, которые были выходцами из провинции Хэнань, Суфа родился в провинции Шаньдун, в уезде Цзячэн 2 января 1925 г.

Он начал заниматься ушу с раннего детства у местных мастеров и там же услышал о знаменитом Шаолине. Однако время было тревожное, в 1928 г. Шаолинь был почти полностью сожжен в результате стычки отрядов местных милитаристов, в Китае царил хаос и его мечта отправиться к великим монахам тогда не могла осуществиться. В Шаньдуне в возрасте семи лет он становится учеником известного шаолиньского мастера, мирянина Ма Сигуна и у него начинает изучать шаолиньскую традицию. В мае 1936 г., в возрасте 11 лет по совету своего учителя он покидает родной уезд и отправляется на юг, в провинцию Хэнань в знаменитый Шаолинь. Несмотря на то, что монастырь почти разрушен (он сам вспоминал, как первые месяцы жил в зале без одной стены и ровно с половиной крыши), ему дают приют в монастыре, а вскоре он получает монашеское посвящение. Его наставником становится Чжэньцюй, принадлежавший к тому же 29-му поколению, что и тогдашний настоятель Чжэньсюй (но к другой линии передачи). Чжэньцюй дает ему прозвище - «Чистый духом» (Циньлин). Чжэньцюй обучил Суфа прежде всего тому разделу шаолиньского искусства, в котором сам считался великим знатоком: бою на короткой дистанции, искусству заломов и захватов (циньна), ударам и воздействиям на активные точки тела человека (сюйдянь), а также закрытым разделам шаолиньского нэйгун. Уже позже Суфа изучает бой с мечом-дао и мечом-цзянь, а его мастерство боя с копьём и девятизвенным цепом становится известным среди всех последователей шаолиньского искусства. Суфа обучается сразу у нескольких мастеров 29-го поколения, в том числе у знаменитого Чжэньсюя и Чжэньцзюня, перенимая у них не только боевое искусство, но и тайные лечебные рецепты шаолиньской традиции. Уже позже он сам становиться великим наставником и у него прошли обучение около тридцати мастеров Шаолиня, в том числе монахи Жуцзин и Чжэньфан.

Суфа начинает странствовать по Китаю, обучаясь у лучших мастеров того времени по стилям и разным Шаолиньским техникам, таким как бацзицюань、чжацюань, хуацюань - «Кулак цветов» , таньтуй - «хлещущие ноги», «Алмазный кулак», «Распустившийся лотос» - полянь, «Пронзающие ноги» - чоцзяо, стиль богомола - танланцюань, "Хунцюань», «Восемь триграмм» - багуа, «Кулак Большой медведицы», «Рубящие удары» - пигуа, «Взрывающие удары» - паочуй, «Кулак архатов» - лоханьцюань и многим другим.

Когда тяжело заболевают его родители, Суфа приходится вернуться в родные места и взять на себя заботы о семье. Но известность буквально следовала за ним, в Шаньдун к нему потянулись ученики со всех концов Китая, и Суфа с благословления своего шаолиньского наставника Чжэньхэ открывает свою школу, в которой обучались в разное время несколько десятков человек. В тяжелые времена «культурной революции» в 1966-1976 гг. Суфа, как и многие монахи и последователи-миряне, был отправлен на «перевоспитание» в окраинные районы Китая, но даже там к нему приходили ученики и он тайно продолжал давать наставления. В 1983 г. он возвращается в Шаолинь и вместе с великими монахами 80-х гг.

Синчжэном, Дэчанем, Дэцянем, Суси и другими активно участвует в восстановлении шаолиньской традиции. Они фиксируют традиционные формы комплексов, формы тренировок, «внутреннего искусства», медитативных практик. Для этой грандиозной работы было создано «Исследовательское общество кулачного искусства Суншаньского монастыря Шаолинь» - прообраз будущей Международной федерации шаолиньского ушу. Секретарем общества становится Дэцянь, председателем - сначала Дэчань, потом Суси, а Суфа являлся в течение многих лет советником Общества. Суфа отдельно и вместе с Дэцянем опубликовал 62 книги по шаолиньскому искусству.

Для воспитания нового поколения бойцов и сохранения типовых шаолиньских форм он издает специальный комплекс «Шаолинь каньцзя цюань» - «Семейный стиль Шаолиня» или «Тайный стиль Шаолиня» («看家拳» ), "), внутреннего стиля монастыря Шаолинь, сублимирующего всю шаолиньскую технику, куда вводит основные методы атаки и нападения.

Мастер Ши Суфа

Суфа обладал колоссальной физической силой и удивительной ловкостью. Например, даже в пожилом возрасте, упражняясь с парными мечами, он мог сидя и подпрыгивая, проводить мечи под собой. Суфа был блестящим мастером работы с парными мечами и одним из самых блестящих знатоков боевого воздействия на точки организма человека. В 90-ые гг. уже пожилого монаха регулярно приглашали для обучения китайского армейского спецназа, а также сил безопасности. И все же традиционную систему сюйдянь он показывал лишь очень узкому числу учеников. Дочь Суфа - Сюй Циньянь (род. 1962) стала известным наставником ушу, приняла посвящение у великого Шаолиньского наставника Ши Суси, получила монашеское имя Дэянь. С 1983 г. она училась в храме Шаолинь.

В сентябре 1989 г. Ши Суфа была вручена особая награда от Исследовательского общества изучения Суншаньского Шаолиньсы за выдающиеся заслуги в восстановлении традиции, а в апреле 1994 г. он получает награду за выдающееся мастерство на одной их первых международных конференций Международной Федерации Шаолиньского ушу. Всего же за свою жизнь он был удостоен более 60 наград и призов.

Дэцянь и Суфа были в жизни большими друзьями, много общались и совместно разбирали шаолинский архив.

В последние годы Суфа был советником Международной Федерации Шаолиньского ушу, а также заместителем главного редактора журнала «Шаолинь». Как один из величайших мастеров и наставников своей эпохи он занесен в официальные «Хроники монахов-бойцов» монастыря Шаолинь» («Шаолиньсы усэнчжи), его биография также включена в «Большой китайский словарь знаменитых людей» (Чжунго минжэнь), «Энциклопедию современных мастеров китайского ушу (Чжунго дандай ушу цзя цыдянь) и множество других энциклопедических изданий. Суфа покинул этот мир в 9.30 утра 8 июня 2012 г. в возрасте 88 лет.

Школа боевых искусств "ЛОТОС"